Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг обновило рейтинг инвестиционной эффективности областей Украины по итогам 3-го квартала 2017 г. На первую позицию вернулась Полтавская область, рейтинговая оценка которой 219 балов.

Наивысшей результат (рейтинг на уровне ineА) показала также Одесская область. Но ее бальная оценка несколько ниже – 202 балла, что соответствует второй позиции в рейтинге.

Рисунок 1 Рейтинг инвестиционной эффективности областей по итогам 3 го квартала 2017 г.

Количество областей, которые демонстрируют высокую инвестиционную эффективность (ineВ) осталось неизменным. По итогам июля-сентября туда входят Днепропетровская, Запорожская и Харьковская области. Запорожский регион подтвердил свой высокий результат (попутно улучшив бальную оценку и место в рейтинге). Днепропетровская и Харьковская области, напротив, опустились на категорию вниз, по сравнению со вторым кварталом.

Уже девять месяцев не может подняться выше уровня ineС (выше среднего) Киевская область, шесть – Львовская. Число регионов с уровнем ineС в третьем квартале удвоилось, достигнув шести. Шаг вверх, по сравнению с предыдущим периодом сделали: Винницкая, Ровненская и Херсонская области. На одну категорию опустилась Ивано-Франковская область. Тернопольский регион не сумел повторить результат и резко понизился в рейтинг-листе.

Таблица 1 Рейтинги инвестиционной эффективности областей Украины в 3 квартале 2017 г., по сравнению со 2 кварталом 2017 г.

Уровень рейтинга Область Количество набранных баллов по итогам 3-го квартала 2017 г. Место в рейтинге по итогам 3-го квартала 2017 г. Количество набранных баллов по итогам 2-го квартала 2017 г. Изменение места в рейтинге за квартал
ineА
максимальный (свыше 200 баллов)
Полтавская 219 1 207 +1
Одесская 202 2 191 +3
ineB
высокий (от 181 до 200 баллов)
Запорожская 190 3 188 +2
Днепропетровская 189 4 203 -1
Харьковская 188 5 210 -4
ineC
выше среднего (от 161 до 180 баллов)
Ивано-Франковская 179 6 185 0
Львовская 177 7 179 0
Киевская 175 8 173 +1
Херсонская 166 9 142 +9
Винницкая 163 10 155 +3
Ровненская 163 11 160 -1
ineD
средний (от 141 до 160 баллов)
Черкасская 158 12 153 +3
Хмельницкая 149 13 152 +3
Черниговская 149 14 153 0
Николаевская 147 15 132 +4
Кировоградская 142 16 155 -4
ineE
ниже среднего (от 121 до 140 баллов)
Тернопольская 137 17 177 -9
Волынская 133 18 149 -1
Сумская 132 19 122 +1
Житомирская 131 20 103 +1
Черновицкая 128 21 95 +1
Закарпатская 125 22 158 -11

В 2017 г. число областей, которые демонстрируют максимальную или высокую инвестиционную эффективность остается незначительным и колеблется в пределах 4-6 регионов. Для сравнения, в 2016 г. речь шла о 6-8 областях. Евро-Рейтинг полагает, что это связанно с уменьшением разрывов в развитии отдельных территорий, как было в предыдущие годы.

На обоснованность данного предположения указывает рост числа областей, инвестиционная эффективность в которых оценивается как средняя (ineD) или имеет сопредельные с ней значения: выше (ineС) либо ниже (ineЕ) средней. В 2016 г. таких регионов было не больше 12. За первые 9 месяцев текущего года самым низким числом оказалось 14 территорий с такой оценкой.

По итогам 3 квартала сразу 17 областей имели оценку в интервале (ineСineЕ). Одновременно, впервые с момента начала наблюдений, ни одна территория не имела рейтинг уровня ineF (низкий) либо ineG (минимальный). В целом, в течении этого года отмечается устойчивая тенденция к снижению числа регионов с низкими рейтингами: 3 в первом квартале, 2 – во втором и 0 – в третьем. В дальнейшем число областей с низкой оценкой может вновь незначительно вырасти: экономическая и политическая ситуация в стране не приобрели устойчивых очертаний. Евро-Рейтинг полагает, что их не будет больше 3 по итогам квартала.

Динамика лидеров

В широком понимании, к лидерам стоит относить области, рейтинговая оценка которых выше 180 баллов (рейтинг ineА и ineВ). По итогам 3-го квартала таких областей 5. Это один из самых низких результатов за весь период наблюдений.

Рисунок 2 Количество областей Украины входящих в группу с высокой оценкой инвестиционной эффективности (ineА и ineВ)

На начало наблюдения группу лидеров формировали следующие области: Днепропетровская, Киевская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская и Харьковская. За полтора прошедших года в группе произошли существенные изменения. Результаты Николаевской области позволяют относить его к данной группе лишь условно: регион уже 12 месяцев показывает невысокие результаты. Если в следующем квартале он не повысит свою оценку до 180 баллов и более, он будет исключен из числа лидеров.

Под вопросом также нахождение в данной группе Киевской области. Достаточно неожиданно уже 9 месяцев область показывает абсолютно средние результаты. Некоторые сложности отмечаются и у Львовской области (два квартала подряд имеет оценку ineС).

Рисунок 3 Изменение бальной оценки областей Украины входящих в группу лидеров в рейтинге инвестиционной эффективности, баллы

График демонстрирует происходящее сглаживание оценок среди ведущих областей Украины. Разрыв между первым местом и четвертым-шестым (последний из регионов с рейтингом ineВ), как правило, не превышает 25-30 баллов в течении последних девяти месяцев. Ранее он составлял 40-50 баллов в силу неравномерности изменений базовых социально-экономических показателей регионов. На сегодня эффект низкой сравнительной базы лидерами уже выбран, что не позволяет им получать высокие оценки за счет прироста. Очевидно, именно в этом кроется некоторое снижение бальной оценки Полтавской области. Теперь, для того, чтобы оставаться на ведущих ролях, нужно добиваться увеличения объемов по отдельным позициям, сохраняя темпы роста на уровне, не ниже средних по регионам.

Динамика областей, замыкающих рейтинг

Как и группа лидеров, области, замыкающие рейтинг определялись по первым 12 месяцам исследований. Их число было регулярно ниже, чем регионы с высокими результатами и колебалось в пределах 2-5 областей. Именно на максимальном пике и было зафиксировано их представительство: Житомирская, Ровненская, Тернопольская, Херсонская и Черновицкая области.

Рисунок 4 Изменение бальной оценки областей Украины, из нижней части рейтинга инвестиционной эффективности, баллы

Результаты регионов, находящиеся в нижней части рейтинга, подвержены значительно большим колебаниям, по сравнению с областями-лидерами. За период наблюдений некоторые успевали подняться до уровня ineС (выше среднего) и вновь опуститься вниз. Подобная неравномерность (или – недостаточно сглаженная сезонность, учитывая некоторую повторяемость пиков) наиболее характерна для Тернопольской и, в несколько меньшей степени, для Ровненской и Херсонской областей.

Стабильно невысокие результаты на длительном временном интервале демонстрируют два региона: Житомирский и Черновицкий. Последний может быть даже назван явным аутсайдером: трижды за восемь периодов наблюдений, он оказывался на последнем месте, демонстрируя минимальную инвестиционную эффективность – ineG.

Результаты последнего квартала оказались, в целом, успешные для названных выше областей. Только Тернопольский регион ухудшил свои показатели. Все остальные продемонстрировали рост, в ряде случаев, несколько неожиданный. Для того, чтобы определить, были ли эти результаты случайными или нет, было проанализировано показатели, заложенные в основу рейтинга.

Инвестиционная активность областей

Первой из двух составляющих рейтинга инвестиционной эффективности, является оценка инвестиционной активности регионов. Рейтинговое агентство анализирует, насколько успешно область осуществляет инвестиционную политику в сравнении с другими территориальными образованиями. Как изменяются ее показатели по сравнению с предыдущим периодом. Для этого сопоставляются статистические данные по объемам капитальных инвестиций, объемам иностранных инвестиций и строительным работам.

Для того, чтобы избежать влияние ряда рыночных и нерыночных факторов (инфляция, сезонность, изменение законодательства и проч.) все исходные данные берутся, как среднее арифметическое за четыре квартала. По завершению квартала производится замена первого значения в сумме на показатель отчетного периода. Такой подход позволяет получить более точную оценку.

Полученные показатели за квартал, соотносятся с числом жителей области. Исходя из этого, формируется оценка по каждой позиции на душу населения и темпов прироста соответствующего показателя для каждого региона. Чем выше позиция, тем выше рейтинг.

После того, как оценка по каждому из критериев осуществлена, можно позиционировать области по их инвестиционной активности в третьем квартале 2017 г.

Рисунок 5 Места отдельных областей Украины по оценке инвестиционной активности в третьем квартале 2017 г.

Полтавская область девять месяцев подряд занимает лидирующие позиции по оценке инвестиционной активности. Для региона характерны как высокие темпы роста так и высокие средние значения отдельных показателей. Ни по одному из трех оцениваемых компонентов (капитальные вложения, строительные работы, иностранные инвестиции) Полтавская область не опускается ниже 10-й позиции. Евро-Рейтинг считает, что основная причина – активизация работ в нефтедобывающей отрасли и в сельском хозяйстве. Именно туда направляют более 50% капитальных инвестиций. Кроме этого ведутся активные строительные работы как в этих отраслях, так и по возобновлению дорожно-транспортной инфраструктуры. Поскольку регион пока еще не выбрал эффект низкой сравнительной базы (на фоне некоторых других областей), он имеет хорошие перспективы для дальнейшего сохранения высоких позиций.

Второе место, которое не отражено выше, занимает Запорожская область. Она резко нарастила свою инвестиционную активность в 2017 г. Если взятые темпы развития будут сохранены, Запорожский регион надолго сможет войти в число лидеров.

Среди областей, относимых к числу отстающих, выделяется Херсонский регион. Второй квартал подряд здесь отмечается высокая инвестиционная активность. И если в расчете на душу населения показатели отстают от средних по стране, то темпы роста являются одними из самых высоких. Это как раз типичный пример использования эффекта «низкой сравнительно базы». Учитывая опыт предыдущих периодов, речь идет о всплеске, а не об устойчивой тенденции: похожая ситуация имела место год назад, но не нашла своего отражения в улучшении базовых показателей социально-экономического развития территориального образования.

Социально-экономический эффект от инвестиций

Инвестиции, как любое вложение денежных средств, должно давать отдачу. Для бизнеса, в первую очередь, это получение прибыли. Для региона – это решение социально-экономических вопросов: рост занятости, увеличение заработной платы, улучшение условий проживания.

Рейтинговое агентство рассматривает следующие показатели: заработная плата, трудоустройство безработных, объем принятого в эксплуатацию жилья, объем предоставленных услуг. Расчет этих показателей осуществляется так же, как и при оценке инвестиционной активности. Исключение составляет трудоустройство безработных.

Оценка трудоустройства безработных осуществляется по двум параметрам: прирост трудоустроенных в соответствующем периоде и коэффициент трудоустройства. Для расчета последнего показателя соотносят количество трудоустроенных безработных с их общим числом в отчетном периоде.

            Социально-экономический эффект от инвестиций, итоги

Обобщение полученных результатов по перечисленным выше критериям, позволяет сформировать итоговую оценку социально-экономической эффективности инвестиционной политики в областях по итогам третьего квартала 2017 г.

Рисунок 6 Места отдельных областей Украины по оценке социально-экономического эффекта от инвестиций в третьем квартале 2017 г.

Наилучший социально-экономический эффект в третьем квартале вновь достигают области, которые активно работают с инвесторами на протяжении длительного периода времени. Это Полтавский, Одесский, Днепропетровский и Харьковский регионы. Однако даже здесь имеется хотя бы одна позиция, в которой регион не может похвастаться высокими показателями. Так Полтавская область демонстрирует низкие результаты при оценке заработной платы. Здесь можно наблюдать обратное влияние «эффекта низкой сравнительной базы»: имея высокий размер средней заработной платы по стране, регион практически не увеличил его, по сравнению с прошедшим периодом. Именно низкие темпы роста обусловили общую невысокую оценку. Хотя, за счет высоких результатов по другим показателям, итоговый результат оказался высоким.

В очередной раз хочется выделить Днепропетровский регион. Здесь, вероятно, достигнут самый лучший баланс между инвестициями и их влиянием на социально-экономическое развитие. По инвестиционной активности Днепропетровская область, обычно не подымается выше 5-7 места. Однако, традиционно входит в число первых трех регионов по достигнутому социально-экономическому эффекту.

В связи с этим вызывают удивление два региона, традиционно относящиеся к лидерам инвестиционной активности: Николаевская и Львовская области. Николаевская очень долго входила в число первых пяти регионов по данному показателю, снизив результаты лишь в 2017 г. Однако, все вложенные в области инвестиции так и не принесли отдачу в виде улучшения ключевых социально-экономических показателей.

Сейчас похожая картина отмечается уже во Львовской области. Объемы и темпы привлечения инвестиций, осуществленных строительных работ здесь сохраняются на высоком уровне. Однако, отмечается снижения ряда показателей социально-экономического развития. В частности, лихорадит сферу жилищного строительства. И, что совершенно нетипично сейчас для большинства регионов, снижаются объемы предоставления услуг.

Выводы и обобщения

Для того, чтобы получить высокую рейтинговую оценку, регион должен не только успешно привлекать инвестиции, но и разумно их использовать. А это возможно только в случае улучшения социально-экономических показателей, характеризующих уровень благосостояния населения региона. Разбалансированность приводит к тому, что итоговая оценка является не самой высокой.

Рисунок 7 Места отдельных областей Украины по жилищному строительству во втором квартале 2017 г.

Как видим, Полтавская и Одесская (в меньшей степени – Харьковская) области смогли показать высокий результат как в части привлечения средств в экономику, так и в части их использования. Результат в Днепропетровском регионе обусловлен типичной ситуацией с инвестиционной активностью (более низкой, чем в других регионах).

Среди «новичков» верхней части рейтинга необходимо выделить Запорожскую область, которая второй квартал кряду находится в числе лучших регионов Украины. И если раньше движение вверх достигалось за счет инвестиционной активности, в последнем квартале начали улучшаться и результаты социально-экономической эффективности.

Киевская область вновь не демонстрирует должной инвестиционной активности, постепенно снижая и показатели социально-экономической эффективности. В расчете на душу населения они пока остаются одними из самых высоких по стране, то темпы роста стабильно снижаются. Сохранение данной тенденции может привести к дальнейшему ухудшению итоговых позиций в рейтинге. В данный момент можно отметить, что высокие инвестиционные результаты предыдущих периодов не способствовали устойчивому социально-экономическому росту.

Второй квартал подряд в десятке лучших располагается Ровенская область. После улучшения показателей инвестиционной активности в первом-втором квартале, они получили отдачу в виде роста социально-экономических показателей во втором-третьем кварталах. К ней, по итогам июля-сентября прибавилась Херсонская область, заменив провалившую последний период Тернопольскую. Но Евро-Рейтинг считает, что сохранить свои позиции этим областям будет очень сложно. Во многом их результат связан с высокими темпами роста, в то время, как базовые показатели на душу населения остаются по-прежнему средними или ниже средних.

В целом, Евро-Рейтинг полагает, что в четвертом квартале не следует ожидать кардинальных изменений. Вряд ли уступят свои позиции области, формирующие первую пятерку: Днепропетровская, Запорожская, Одесская, Полтавская и Харьковская. Хотя, между собой их положение может меняться. В частности, возможно улучшение показателей Днепропетровского региона, где вновь отмечается чистый приток иностранных инвестиций.

Вместе с тем, само количество областей, которые будут формировать пулы «лидеров» и «аутсайдеров» существенно не будет меняться. Поскольку общая экономическая ситуация начинает улучшаться, тем регионам, которые находятся в средине, будет непросто ворваться в лидирующую группу. В первую очередь это касается Львовской и Киевской областей и связанно с понесенными ранее потерями в темпах развития. Однако, учитывая плотность рейтинговых оценок, стоит ждать «обмена» между группами «середняков» и «аутсайдеров».

О рейтинге. Цель рейтинга инвестиционной эффективности – определить, какой результат от привлечения инвестиций получил тот или иной регион.

Исследования проводились по 22 областям Украины, без Донецкой и Луганской области. Итоговый рейтинг базируется на оценке результатов по двум составляющим: инвестиционная активность (капитальные инвестиции, иностранные инвестиции и строительные работы) и социально-экономический эффект от инвестиций (заработная плата, введение жилья в эксплуатацию, трудоустройство безработных и оказанные услуги). Методология расчета рейтинга изложена на сайте рейтингового агентства Евро-Рейтинг.

Данные о достигнутом социально-экономическом эффекте свидетельствуют о степени успешности привлечения средств и их влиянии на повышение благосостояния территориальной общины. Полученный результат является косвенной оценкой эффективности деятельности местной власти по реализации своих социально-экономических функций. Результаты исследования позволяют также оценить инвестиционную привлекательность города – через рост или снижение инвестиционной активности.

Расчет рейтинга проводиться ежеквартально. Расчетные показатели определяются за период в двенадцать месяцев. Подобный подход позволяет выявить области, инвестиционная эффективность которых является стабильно высокой, что может свидетельствовать о наличии успешных хозяйственных практик в регионе. Также будут определены регионы, нуждающиеся в повышении эффективности использования инвестиций, возможно – путем пересмотра стратегически-управленческих решений. Кроме того, рейтинговая оценка является ориентиром для населения, в части понимания качества работы местной власти.