Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг обновило рейтинг инвестиционной эффективности областей Украины по итогам 2-го квартала 2019 г. Впервые, с момента начала наблюдений (4 квартал 2015 г.), наивысшую оценку получили сразу шесть областей. Ранее максимальную инвестиционную эффективность (ineА) демонстрировали не более пяти регионов.
Первую позицию подтвердила Киевская область, набрав 223 балла (по сравнению с предыдущим кварталом оценка снизилась на 21 балл). Следом, расположились: Днепропетровская (212 баллов), Львовская (211 баллов), Николаевская (208 баллов), Полтавская (207 баллов) и Харьковская (202 балла) области. Обращает на себя внимание появление в этом перечне Николаевского региона, которая ранее никогда столь высоко не поднималась, а также возвращение через полтора года в привычный «круг» Харьковской области.
Рейтинг инвестиционной эффективности областей по итогам 2 го квартала 2019 г.
Волынская область, которая предыдущие два квартала входила в число лучших снизила свою оценку на 13 баллов. Это привело к потере одного уровня рейтинга. Во втором квартале это единственный регион с высокой инвестиционной эффективностью (ineВ). Подобная ситуация наблюдалась в далеком первом квартале 2016 г., когда только Николаевская область получила рейтинг ineВ.
Также немного областей демонстрируют инвестиционную эффективность выше средней (ineС): Одесская и Винницкая. Для одесситов это даже улучшение результатов на одну позицию, по сравнению с предыдущим периодом. Для винничан – ухудшение на один уровень.
Таблица 1. Рейтинг инвестиционной эффективности областей Украины во 2 квартале 2019 г., по сравнению с 1 кварталом 2019 г.
Уровень рейтинга |
Область |
Количество набранных баллов по итогам 2-го квартала 2019 г. |
Место в рейтинге по итогам 1-го квартала 2019 г. |
Количество набранных баллов по итогам 1-го квартала 2019 г. |
Изменение места в рейтинге за квартал |
ineА |
Киевская |
223 |
1 |
244 |
0 |
Днепропетровская |
212 |
2 |
200 |
1 |
|
Львовская |
211 |
3 |
185 |
4 |
|
Николаевская |
208 |
4 |
174 |
5 |
|
Полтавская |
207 |
5 |
192 |
1 |
|
Харьковская |
202 |
6 |
196 |
-1 |
|
ineB |
Волынская |
192 |
7 |
205 |
-5 |
ineC |
Винницкая |
179 |
8 |
197 |
-4 |
Одесская |
169 |
9 |
155 |
1 |
|
ineD |
Хмельницкая |
151 |
10 |
137 |
7 |
Закарпатская |
149 |
11 |
134 |
7 |
|
Тернопольская |
148 |
12 |
180 |
-4 |
|
Ивано-Франковская |
145 |
13 |
139 |
2 |
|
Черновицкая |
143 |
14 |
122 |
6 |
|
ineE |
Черкасская |
140 |
15 |
146 |
-3 |
Кировоградская |
136 |
16 |
137 |
0 |
|
Ровненская |
134 |
17 |
128 |
2 |
|
Житомирская |
124 |
18 |
119 |
3 |
|
Запорожская |
123 |
19 |
150 |
-8 |
|
Херсонская |
122 |
20 |
143 |
-6 |
|
ineF |
Сумская |
115 |
21 |
114 |
1 |
Черниговская |
109 |
22 |
145 |
-9 |
Любопытно отметить, что происходящие в верхней части рейтинга изменения достаточно последовательны. Здесь нет кардинальных прыжков, нет «лифтов» вниз или вверх. Почти все регионы, за исключением Одесской области, находились на уровне «выше среднего» и в прошлом квартале. Подобная стабильность свидетельствует о формировании класса «передовых» областей. В него входят традиционные «тяжеловесы»: Киевская, Днепропетровская, Львовская и Харьковская области. Темпы развития Полтавщины свидетельствует, что она также в числе лидеров надолго. Успех данного региона напрямую связан с развитием газо- и нефтедобывающего сектора, формирующего высокие показатели по инвестициям, заработным платам и, косвенно, объемам розничного товарооборота.
Под вопросом остается развитие Одесской и Николаевской областей, зависящих от портов и таможни, а также – больших инфраструктурных проектов. Николаевская область, в модернизацию инфраструктуры которой были вложены большие объемы в 2015-2017 гг., только сейчас начинает показывать определенную отдачу. И если раньше ее рейтинги были высокими, преимущественно, за счет инвестиционной активности (капитальные вложение, иностранные инвестиции, строительные работы), то сейчас значение социально-экономической эффективности (заработная плата, трудоустройство, предоставление услуг и строительство жилья) абсолютно сопоставимо по влиянию на конечную оценку.
Одесская область, уже традиционно, не показывает высокую инвестиционную активность. Здесь ключевую роль играет именно социально-экономическая эффективность. Ее значения, не смотря на сглаживание сезонных показателей в расчетах, имеют определенные колебания, возрастая во 2-3 кварталах и снижаясь в 4-1 кварталах практически на протяжении всего срока наблюдения. Вероятно, и в дальнейшем подобная тенденция сохранится и, возможно, усилиться. Позитивное влияние на регион может оказать новые масштабный инфраструктурный проект национального значения. Однако пока о подобных действиях рейтинговое агентство Евро-Рейтинг не имеет информации.
Что касается Винницкой и Волынской областей, их положение и развитие может, в перспективе, различаться. Ситуация в Винницкой области кажется более прогнозированной. Изменения, произошедшие здесь за последние годы, были достаточно масштабными. Были привлечены и использованы значительные объемы инвестиций, как иностранных, так и отечественных. Это нашло свое отображение в появлении новых предприятий и модернизации уже действующих, обеспечении новых рабочих мест и формировании устойчивого уровня оплаты, выше среднего по стране. Поэтому, хотя в ближайшие несколько кварталов рейтинговые оценки могут быть чуть ниже обычного уровня, стоит ожидать сохранение региона в числе тех, чьи рейтинги соответствуют высокой инвестиционной эффективности (ineВ).
Что касается Волынской области, здесь все несколько запутаннее. Нестабильность значений отмечалась в течении всего периода наблюдений. В последние 12 месяцев имела место тенденция роста, за счет притока иностранных инвестиций и повышения значений ряда показателей, характеризующих социально-экономическую эффективность. В то же время, по мнению рейтингового агентства Евро-Рейтинг, данная тенденция пока не стала необратимой. И если в ближайшие несколько кварталов инвестиционная активность в области снизится, ее результаты не удастся удержать.
Что касается областей, которые демонстрируют среднюю инвестиционную эффективность (ineD) или более низкую, то их количество остается практически неизменным в течении трех последних кварталов. Локальные перемещения из категории в категорию имеют место. Только Сумская область может похвастаться сомнительной стабильностью. Ее рейтинг ineF (низкая инвестиционная эффективность) сохраняется уже на протяжении пяти кварталов. Впрочем, маневры других областей, когда в течении нескольких периодов они могут сменить четыре категории, упираются в традиционный потолок – рейтинг ineD (средняя инвестиционная эффективность). Как правило, этот барьер труднопреодолим.
Если сравнивать оценки за двенадцатимесячный период, то здесь еще меньше изменений. Особенно четко это прослеживается в верхней части таблицы. Первые шесть позиций занимают те же регионы, что и квартал назад, лишь Львовская и Полтавская области поменялись местами.
Таблица 2. Рейтинги инвестиционной эффективности областей Украины за последние 12 месяцев
Уровень рейтинга |
Область |
Средняя оценка за 12 месяцев (2 квартал 2019 г.) |
Средняя оценка за 12 месяцев (1 квартал 2019 г.) |
Прирост бальной оценки |
Изменение места |
ineА |
Киевская |
233,00 |
235,75 |
-1,17% |
0 |
Полтавская |
203,00 |
202,50 |
0,25% |
1 |
|
Львовская |
202,75 |
208,00 |
-2,52% |
-1 |
|
ineB |
Днепропетровская |
193,00 |
195,50 |
-1,28% |
0 |
Винницкая |
192,75 |
193,00 |
-0,13% |
0 |
|
Волынская |
187,75 |
185,00 |
1,49% |
0 |
|
ineC |
Харьковская |
179,00 |
173,50 |
3,17% |
1 |
Одесская |
173,75 |
180,50 |
-3,74% |
-1 |
|
Николаевская |
172,00 |
150,50 |
14,29% |
5 |
|
Тернопольская |
166,00 |
161,25 |
2,95% |
0 |
|
ineD |
Закарпатская |
155,75 |
169,25 |
-7,98% |
-2 |
Хмельницкая |
155,25 |
145,00 |
7,07% |
3 |
|
Ровненская |
151,00 |
155,25 |
-2,74% |
-2 |
|
Ивано-Франковская |
144,50 |
154,50 |
-6,47% |
-1 |
|
Черкасская |
140,50 |
142,25 |
-1,23% |
1 |
|
Запорожская |
140,25 |
154,50 |
-9,22% |
-4 |
|
ineE |
Черновицкая |
136,50 |
124,75 |
9,42% |
2 |
Житомирская |
134,50 |
136,25 |
-1,28% |
-1 |
|
Кировоградская |
130,75 |
124,25 |
5,23% |
1 |
|
ineF |
Черниговская |
117,75 |
128,00 |
-8,01% |
-2 |
Херсонская |
115,50 |
109,25 |
5,72% |
1 |
|
Сумская |
114,50 |
111,00 |
3,15% |
-1 |
Динамика областей за 12 месяцев подтверждает выводы, приводимые выше. В течении последнего года оформился пул областей, результаты которых стабильно лучше, чем у большинства украинских регионов. Лишь Николаевская область нарушила этот монолитный пласт, начиная возвращать позиции, которые были утеряны в течении последних двух лет.
Стоит обратить внимание на так называемые «пограничные регионы», балансирующие вокруг водораздела ineD: Тернопольский, Закарпатский, Хмельницкий. Каждый из них находится буквально в шаге от того, чтобы или улучшить свои результаты или ухудшить их. Евро-Рейтинг полагает, что наиболее высокими остаются перспективы Закарпатья. Это связанно как с географическим положением самой области, дающим дополнительные преимущества, так и с объемом капиталовложений в регион в течении последних лет. В то же время перспективы Тернопольской и Хмельницкой областей несколько хуже. Здесь нет существенных иностранных инвестиций. А уровень официальных доходов один из наиболее низких в Украине. И даже по косвенным признакам (строительство жилья и розничный товарооборот) регионы теряют свои позиции.
Не исключено дальнейшее скольжение вниз рейтинга Запорожской и Ровненской областей. У первой, после перерегистрации ряда крупных предприятий с иностранными инвестициями возникла существенная потеря по данному показателю в рейтинговой оценке. А другие значения (за исключением официальной заработной платы) держатся, в лучшем случае, на уровне среднеукраинских. Теоретически, может сработать отложенный эффект инвестиционной активности, которая отмечалась примерно 12-18 месяцев назад. Но, из практики других регионов, данный фактор не всегда приносит отдачу.
Области, находящиеся в подвалах рейтинга (Черниговская, Херсонская, Сумская), прописались здесь давно. И если Черниговская, транзитом перемещается вверх/вниз на одну категорию, два других региона выглядят более стабильными в своих невысоких оценках. Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг отмечает, что Херсонская область еще год-два назад имела более высокие результаты. Однако, инвестиционная активность пока не дала отдачу. Вероятность позитивных изменений сохраняется, но она уже не столь высока.
Что касается Сумской области, то она длительное время не может сдвинуться с последних мест. Временные улучшения длятся не более полугода, затем вновь следует спад. Поэтому, велика вероятность сохранения низких оценок Сумщины в течении следующих 12 месяцев.
Обращает на себя внимание, что все области из нижней части рейтинга – пограничные. Две из них имеют общую сухопутную границу с Россией, Херсонская – морскую. Поэтому кажется необходимым проведение здесь кардинальных изменений, которые бы оказали позитивный эффект на развитии регионов.
О рейтинге. Цель рейтинга инвестиционной эффективности – определить, какой результат от привлечения инвестиций получил тот или иной регион.
Исследования проводились по 22 областям Украины, без Донецкой и Луганской. Итоговый рейтинг базируется на оценке результатов по двум составляющим: инвестиционная активность (капитальные инвестиции, иностранные инвестиции и строительные работы) и социально-экономический эффект от инвестиций (заработная плата, введение жилья в эксплуатацию, трудоустройство безработных и оказанные услуги). Методология расчета рейтинга изложена на сайте рейтингового агентства Евро-Рейтинг.
Данные о достигнутом социально-экономическом эффекте свидетельствуют о степени успешности привлечения средств и их влиянии на повышение благосостояния территориальной общины. Полученный результат является косвенной оценкой эффективности деятельности местной власти по реализации своих социально-экономических функций. Результаты исследования позволяют также оценить инвестиционную привлекательность региона – через рост или снижение инвестиционной активности.
Расчет рейтинга проводиться ежеквартально. Расчетные показатели определяются за период в двенадцать месяцев. Подобный подход позволяет выявить область, инвестиционная эффективность которых является стабильно высокой, что может свидетельствовать о наличии успешных хозяйственных практик в регионе. Также будут определены области, нуждающиеся в повышении эффективности использования инвестиций, возможно – путем пересмотра стратегически-управленческих решений. Кроме того, рейтинговая оценка является ориентиром для населения, в части понимания качества работы местной власти.