Рейтинговое агентство «Евро-Рейтинг» обновило рейтинг инвестиционной эффективности городов Украины по итогам 3-го квартала 2017 г. Киев вернулся на первое место. Его рейтинговая оценка составила 227 баллов.
Наивысшую рейтинговую оценку (ineА) получили еще три населенных пункта: Полтава (217 баллов), Днепр (208 баллов) и Тернополь (207 баллов). Рейтинговую оценку прошлого квартала подтвердили Тернополь, Днепр и Киев, а Полтава поднялась в рейтинге на две категории.
Рейтинги инвестиционной эффективности городов Украины по итогам 3-го квартала 2017 г.
Уровень рейтинга | Город | Количество набранных баллов по итогам 3-го квартала 2017 г. | Место в рейтинге по итогам 3-го квартала 2017 г. | Количество набранных баллов по итогам 2-го квартала 2017 г. | Изменение места в рейтинге за квартал |
ineА максимальный (свыше 200 баллов) |
Киев | 227 | 1 | 212 | +3 |
Полтава | 217 | 2 | 177 | +10 | |
Днепр | 208 | 3 | 207 | +2 | |
Тернополь | 207 | 4 | 242 | -3 | |
ineB высокий (от 181 до 200 баллов) |
Винница | 186 | 5 | 212 | -2 |
Запорожье | 184 | 6 | 200 | 0 | |
Кропивницкий | 182 | 7 | 189 | +1 | |
ineC выше среднего (от 161 до 180 баллов) |
Одесса | 180 | 8 | 179 | +3 |
Черкассы | 180 | 9 | 151 | +8 | |
Луцк | 174 | 10 | 134 | +12 | |
Сумы | 174 | 11 | 163 | +4 | |
Львов | 173 | 12 | 196 | -5 | |
Ивано-Франковск | 172 | 13 | 214 | -11 | |
Ужгород | 169 | 14 | 188 | -5 | |
Хмельницкий | 168 | 15 | 181 | -5 | |
Чернигов | 166 | 16 | 148 | +3 | |
ineD средний (от 141 до 160 баллов) |
Измаил | 154 | 17 | 130 | +8 |
Ровно | 149 | 18 | 167 | -4 | |
Херсон | 149 | 19 | 174 | -6 | |
Харьков | 143 | 20 | 154 | -4 | |
Николаев | 141 | 21 | 146 | -1 | |
ineE ниже среднего (от 121 до 140 баллов) |
Черновцы | 140 | 22 | 135 | -1 |
Житомир | 134 | 23 | 149 | -5 | |
Каховка | 130 | 24 | 131 | 0 | |
Кременчуг | 130 | 25 | 115 | +1 | |
Дрогобыч | 124 | 26 | 133 | -3 | |
ineF низкий (от 101 до 120 баллов) |
Белая Церковь | 118 | 27 | 54 | +3 |
Каменское | 109 | 28 | 87 | +1 | |
ineG минимальный (меньше 101 балла) | Александрия | 97 | 29 | 109 | -2 |
Бердичев | 89 | 30 | 97 | -2 |
Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг отмечает, что впервые сразу девять городов продемонстрировали инвестиционную эффективность на уровне «выше среднего» (ineС). Подобный результат был достигнут как за счет некоторого ухудшения показателей муниципалитетов, входящих ранее в группу лидеров (Ивано-Франковск, Ужгород, Хмельницкий) так и повышения рейтинговых оценок Харькова, Черкасс, Чернигова. Важным моментом является сокращение числа населенных пунктов с низкими оценками (ineF – ineG) и повышение минимального балла – с 54 во втором квартале до 89 в третьем.
Подобные изменения обусловлены несколькими причинами. В 2017 г. отмечается улучшение экономической ситуации в Украине. За счет этого начинают появляются возможности для развития даже у тех муниципалитетов, которые находились ранее в более проигрышных условиях. С другой стороны, те города, которые демонстрировали высокие результаты исключительно за счет темпов роста, выбрали первоначальную низкую сравнительную базу. Таким образом, сейчас преимущество в рейтинге будут получать те населенные пункты, которые смогут не только показывать высокие темпы роста, но и основные показатели развития которых, в расчете на количество жителей, будут превышать средние значения.
Рисунок 1 Рейтинг инвестиционной эффективности городов по итогам 3-го квартала 2017 г.
В сложившихся условиях населенный пункт имеет возможность подняться в рейтинге вверх по итогам одного квартала. Однако, удержаться на занятых позициях оказывается чрезвычайно трудно. Даже Киев, ресурс которого намного выше, чем у других городов, в последнее время не может похвастаться устойчивыми показателями.
Среди других городов, демонстрирующих высокие рейтинговые оценки, стоит выделить Днепр, Запорожье, Тернополь, Винницу и Кропивницкий, которые уже несколько кварталов подряд находятся в верхней части рейтинга. Особенно – три последних, поскольку их результаты достигнуты не на мощной промышленной базе, как у Днепра или Запорожья, а за счет развития малого и среднего бизнеса и активного привлечения инвестиционных ресурсов.
Впрочем, уже в следующем квартале позиции Тернополя и Кропивницкого окажутся под угрозой. Кропивницкий никак не может трансформировать инвестиционную активность в отдачу от привлеченных средств. Если этого не произойдет в течении ближайших шести месяцев, он повторит судьбу Николаева: резкий подъем в рейтинге за счет капиталовложений в экономику и затем столь же резкое снижение, после того, как поток средств стабилизировался, а отдача от их вложений не произошла. Иными словами, классический пример «транзита» инвестиций через территориальное образование.
У Тернополя шансы удержатся в числе лидеров более высокие: город не только активно привлекает ресурсы, но и демонстрирует их работу в городе через рост объемов жилищного строительства и розничного товарооборота. Проблемой и, одновременно, резервом роста для Тернополя остается средняя заработная плата, официальные показатели который и темпы роста более низкие, чем среднеукраинские.
Значительно сложнее сохранять результаты городам областного значения. Их движения в рейтинге напоминают ралли, когда в одном квартале город может подняться вверх, продемонстрировав высокие темпы роста отдельных показателей, а затем резко опуститься вниз. Определенную стабильность демонстрирует только Кременчуг, получающий третий квартал подряд почти одну и ту же бальную оценку. Более того, Евро-Рейтинг полагает, что город располагает достаточным потенциалом для дальнейшего роста, как, вероятно, и Измаил. Последний, впрочем, более зависим от влияния сезонных факторов и инвестиционной активности. В третьем квартале стоит выделить существенное улучшение показателей Белой Церкви, потенциал которой выше места в рейтинге.
Евро-Рейтинг считает, что в четвертом квартале показатели значительной части городов вновь могут изменится. В значительно меньшей степени это относится к городам областного значения. Областные центры могут кардинально изменить свои результаты. В первую очередь это касается населенных пунктов, успех которых обеспечивали высокие темпы прироста. Постепенно данная составляющая рейтинговой оценки будет уменьшаться, в силу того, что уходит низкая сравнительная база. Как следствие, большую роль начнут играть показатели, рассчитанные на душу населения. А здесь преимущество получат уже города с более мощной экономикой. Поэтому, вполне вероятным может стать улучшение оценок Одессы, Харькова и Львова, которые находятся на нетипично низких местах.
О рейтинге. Цель рейтинга инвестиционной эффективности – определить, какой результат от привлечения инвестиций получил тот или иной регион.
Исследования проводились по 22 областным центрам Украины, без Северодонецка и Краматорска и по 8 городам областного значения: Александрия, Бердичев, Белая Церковь, Дрогобыч, Измаил, Каменское, Каховка, Кременчуг. Итоговый рейтинг базируется на оценке результатов по двум составляющим: инвестиционная активность (капитальные инвестиции, иностранные инвестиции и строительные работы) и социально-экономический эффект от инвестиций (заработная плата, введение жилья в эксплуатацию, трудоустройство безработных и оказанные услуги). Методология расчета рейтинга изложена на сайте рейтингового агентства Евро-Рейтинг.
Данные о достигнутом социально-экономическом эффекте свидетельствуют о степени успешности привлечения средств и их влиянии на повышение благосостояния территориальной общины. Полученный результат является косвенной оценкой эффективности деятельности местной власти по реализации своих социально-экономических функций. Результаты исследования позволяют также оценить инвестиционную привлекательность города – через рост или снижение инвестиционной активности.
Расчет рейтинга проводиться ежеквартально. Расчетные показатели определяются за период в двенадцать месяцев. Подобный подход позволяет выявить города, инвестиционная эффективность которых является стабильно высокой, что может свидетельствовать о наличии успешных хозяйственных практик в регионе. Также будут определены муниципалитеты, нуждающиеся в повышении эффективности использования инвестиций, возможно – путем пересмотра стратегически-управленческих решений. Кроме того, рейтинговая оценка является ориентиром для населения, в части понимания качества работы местной власти.