Рейтинговое агентство «Евро-Рейтинг» обновило рейтинг инвестиционной эффективности городов Украины по итогам 2-го квартала 2017 г. Впервые с начала исследований на первую позицию поднялся Тернополь, потеснивший оттуда Киев. Его рейтинговая оценка составила 242 балла.

Наивысшую рейтинговую оценку (ineА) получили еще четыре населенных пункта: Ивано-Франковск (214 баллов), Винница, Киев (по 212 баллов) и Днепр (207 баллов). Рейтинговую оценку прошлого квартала подтвердили Тернополь и Киев, а три другие города ее улучшили.

Рейтинги инвестиционной эффективности городов Украины по итогам 2-го квартала 2017 г.

Уровень рейтинга Город Количество набранных баллов по итогам 2-го квартала 2017 г. Место в рейтинге по итогам 2-го квартала 2017 г. Количество набранных баллов по итогам 1-го квартала 2017 г. Изменение места в рейтинге за квартал
ineА
максимальный (свыше 200 баллов)
Тернополь 242 1 215 +1
Ивано-Франковск 214 2 165 +12
Винница 212 3 189 +4
Киев 212 4 235 -3
Днепр 207 5 194 -1
ineB
высокий (от 181 до 200 баллов)
Запорожье 200 6 194 -1
Львов 196 7 177 +4
Кропивницкий 189 8 160 +7
Ужгород 188 9 183 0
Хмельницкий 181 10 178 0
ineC
выше среднего (от 161 до 180 баллов)
Одесса 179 11 191 -5
Полтава 177 12 209 -8
Херсон 174 13 134 +9
Ровно 167 14 168 -1
Сумы 163 15 177 -3
ineD
средний (от 141 до 160 баллов)
Харьков 154 16 151 +2
Черкассы 151 17 186 -9
Житомир 149 18 143 +2
Чернигов 148 19 131 +4
Николаев 146 20 139 +1
ineE
ниже среднего (от 121 до 140 баллов)
Черновцы 135 21 129 +4
Луцк 134 22 159 -6
Дрогобыч 133 23 115 +5
Каховка 131 24 130 0
Измаил 130 25 144 -6
ineF
низкий (от 101 до 120 баллов)
Кременчуг 115 26 117 +1
Александрия 109 27 156 -10
ineG минимальный (меньше 101 балла) Бердичев 97 28 108 +1
Каменское 87 29 117 -3
Белая Церковь 54 30 79 0

Евро-Рейтинг отмечает, что второй квартал подряд продолжают улучшать свои результаты сразу несколько областных центров. Наибольший прогресс продемонстрировали в январе-июне 2017 г.: Ивано-Франковск (улучшение рейтинговой оценки на 66 балов, переход из категории ineD в ineА), Тернополь (на 63 бала, переход из категории ineС в ineА), Запорожье (на 60 балов и переход из категории ineЕ в ineВ), Кропивницкий (на 50 балов и переход из категории ineЕ в ineВ), Херсон (на 41 бал и переход из категории ineЕ в ineС), Ровно (на 40 балов и переход из категории ineЕ в ineС) и Днепр (на 37 балов и переход из категории ineС в ineА).

Среди перечисленных городов стабильный прирост продемонстрировали: Тернополь (улучшение в первом квартале на 36 баллов и во втором на 27 баллов), Кропивницкий (на 21 и 29 баллов соответственно), Днепр (на 24 и 13 баллов соответственно). Для остальных характерным является существенное повышение рейтинга только в одном из кварталов, что указывает на потенциальную неустойчивость к возможным резким изменениям экономической конъюнктуры.

Не сумели удержаться на своих позициях во втором квартале ряд областных центров: Черкассы, Полтава, Луцк, Одесса. Их рейтинговая оценка ухудшилась, по сравнению с предыдущим периодом на 12-35 баллов, что привело к понижению сразу на одну-две ступени в рейтинге. Исключением стал Киев. Потеряв сразу 23 балла, он сохранил рейтинговую оценку (ineА). Впрочем, уже в следующем квартале, если показатели не будут улучшены, столица рискует понести серьезные рейтинговые потери.

Итоги квартала свидетельствуют, что даже миллионники не застрахованы от снижения результатов, в сравнении с другими городами. Например, Харьков, резко опустившийся в рейтинге в 1 квартале 2017 г. (потеряв 56 баллов и перейдя из категории ineА в категорию ineD), не сумел переломить негативную тенденцию во втором квартале. Пока – только стабилизация ситуации. Продолжает лихорадить Одессу (о которой говорилось выше) и Львов. Последний, впрочем, во втором квартале улучшил результат на 19 баллов. Это позволило ему подняться на одну категорию – до ineВ. Однако, пока сложно говорить с уверенностью, об устойчивых позитивных изменениях.

Рисунок 1 Рейтинг инвестиционной эффективности городов по итогам 2-го квартала 2017 г.

Проведенный анализ показывает, что тот или другой населенный пункт имеет возможность подняться в рейтинге вверх по итогам одного квартала. Однако, удержаться на занятых позициях оказывается чрезвычайно трудно. Даже Киев, ресурс которого намного выше, чем у других городов, в последнее время не может похвастаться устойчивыми показателями.

Только четыре города с высокими рейтинговыми оценками (ineА- ineВ) демонстрировали стабильность результатов три квартала подряд: Винница, Днепр, Хмельницкий и Ужгород. Отклонение их бальных оценок не превышало 10-13%, чего не смогли достичь другие населенные пункты. С определенным допущением сюда можно прибавить и Одессу, которая хотя и опустилась в категорию ineС, понесла незначительную потерю в баллах (7%).

Значительно сложнее сохранять результаты городам областного значения. Их движения в рейтинге напоминают ралли, когда в одном квартале город может резко подняться вверх, продемонстрировав высокие темпы роста отдельных показателей, а затем резко опуститься вниз. Определенную стабильность демонстрирует только Кременчуг, получающий третий квартал подряд почти одну и ту же бальную оценку. Более того, Евро-Рейтинг полагает, что город располагает достаточным потенциалом для дальнейшего роста, как, вероятно, и Измаил. Последний, впрочем, более зависим от влияния сезонных факторов. Они хотя и минимизируются за счет разработанной рейтинговым агентством методологии, но все равно продолжают воздействовать на конечный результат.

Евро-Рейтинг считает, что в третьем квартале показатели значительной части городов вновь могут изменится. В значительно меньшей степени это относится к городам областного значения, хотя ряд из них могут улучшить свои показатели, например – Измаил, Дрогобыч, Каховка. Областные центры могут кардинально изменить свои результаты. Это касается и нынешнего лидера рейтинга – Тернополя, и Кропивницкого и Хмельницкого. Им, а также еще ряду населенных пунктов, успех обеспечивали высокие темпы прироста. Постепенно данная составляющая рейтинговой оценки будет уменьшаться, в силу того, что уходит низкая сравнительная база. Как следствие, большую роль начнут играть показатели, рассчитанные на душу населения. А здесь преимущество получат уже города с более мощной экономикой. Поэтому, вполне вероятным может стать улучшение оценок Одессы, Харькова и Львова, а также – некоторое выравнивание ситуации по Киеву.

О рейтинге. Цель рейтинга инвестиционной эффективности – определить, какой результат от привлечения инвестиций получил тот или иной регион.

Исследования проводились по 22 областным центрам Украины, без Северодонецка и Краматорска и по 8 городам областного значения: Александрия, Бердичев, Белая Церковь, Дрогобыч, Измаил, Каменское, Каховка, Кременчуг. Итоговый рейтинг базируется на оценке результатов по двум составляющим: инвестиционная активность (капитальные инвестиции, иностранные инвестиции и строительные работы) и социально-экономический эффект от инвестиций (заработная плата, введение жилья в эксплуатацию, трудоустройство безработных и оказанные услуги). Методология расчета рейтинга изложена на сайте рейтингового агентства Евро-Рейтинг.

Данные о достигнутом социально-экономическом эффекте свидетельствуют о степени успешности привлечения средств и их влиянии на повышение благосостояния территориальной общины. Полученный результат является косвенной оценкой эффективности деятельности местной власти по реализации своих социально-экономических функций. Результаты исследования позволяют также оценить инвестиционную привлекательность города – через рост или снижение инвестиционной активности.

Расчет рейтинга проводиться ежеквартально. Расчетные показатели определяются за период в двенадцать месяцев. Подобный подход позволяет выявить города, инвестиционная эффективность которых является стабильно высокой, что может свидетельствовать о наличии успешных хозяйственных практик в регионе. Также будут определены муниципалитеты, нуждающиеся в повышении эффективности использования инвестиций, возможно – путем пересмотра стратегически-управленческих решений. Кроме того, рейтинговая оценка является ориентиром для населения, в части понимания качества работы местной власти.