c61b64d0c9f70a3741549b677abed419

Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг обновило рейтинг инвестиционной эффективности областей Украины по итогам 3-го квартала 2016 г. Максимальную инвестиционную эффективность (ineА) продемонстрировали срезу пять областей: Киевская, Харьковская, Львовская, Днепропетровская и Полтавская. Первые три подтвердили предыдущий результат, Днепропетровская вернулась в группу лидеров после трехмесячного отсутствия, а Полтавская область впервые достигла столь высоких показателей.

Рис1

Рисунок 1 Рейтинг инвестиционной эффективности областей  по итогам 3-го квартала 2016 г.

Рост числа регионов с максимальной инвестиционной эффективностью (с четырех до пяти) произошел за счет сокращения количества областей, инвестиционная эффективность которых оценивается как высокая (ineВ). Если во втором квартале их было четыре, то в третьем осталось две. Днепропетровская и Полтавская область поднялись на одну категорию вверх, а Винницкая была понижена на одну ступень. В результате, к Николаевской области добавилась Одесская, которой не хватило всего одного балла, чтобы удержаться на уровне второго квартала в категории ineА.

Таблица 1 Рейтинги инвестиционной эффективности областей Украины в 3 квартале 2016 г., в сравнение со 2-м кварталом 2016 г.

Уровень рейтинга Область Количество набранных баллов по итогам 3-го квартала 2016 г. Место в рейтинге по итогам 3-го квартала 2016 г. Количество набранных баллов по итогам 2-го квартала 2016 г. Изменение места в рейтинге за квартал
ineА
максимальный (свыше 200 баллов)
Киевская 224 1 217 +1
Харьковская 219 2 211 +2
Львовская 211 3 214 0
Днепропетровская 207 4 192 +2
Полтавская 206 5 191 +2
ineB
высокий (от 181 до 200 баллов)
Одесская 200 6 224 -5
Николаевская 192 7 197 -2
ineC
выше среднего (от 161 до 180 баллов)
Волынская 177 8 162 +1
Винницкая 166 9 188 -1
ineD
средний (от 141 до 160 баллов)
Тернопольская 157 10 121 +10
Ивано-Франковская 156 11 135 +4
Кировоградская 153 12 132 +4
Житомирская 151 13 150 0
Запорожская 147 14 156 -3
ineE
ниже среднего (от 121 до 140 баллов)
Черкасская 140 15 153 -3
Закарпатская 139 16 128 +3
Сумская 137 17 107 +4
Хмельницкая 131 18 144 -4
ineF
низкий (от 101 до 120 баллов)
Херсонская 120 19 156 -9
Черниговская 119 20 131 -3
Ровненская 101 21 102 +1
ineG минимальный (меньше 101 балла) Черновицкая 88 22 131 -4

В третьем квартале практически не было кардинальных изменений рейтинговой оценки (Евро-Рейтинг не относит к подобным колебания в пределах 1-4 позиций в рейтинге). Только три области существенно ухудшили или улучшили свои позиции. Сразу на девять ступенек и две категории вниз опустилась Херсонская область, на пять и одну – Одесская. Тернопольская область, напротив, поднялась на десять мест и переместилась на одну категорию вверх в рейтинге.

Разделение областей на группы лидеров и аутсайдеров в третьем квартале сохранилось и усилилось. В каждой из данных групп образовываются свои подгруппы. Ядро лидеров сформировали области, рейтинговая оценка которых составляет 200 баллов и больше. Николаевский регион пока держится очень близко к ядру, хотя его оценка несколько ухудшилась по итогам трех последних месяцев. Волынская область улучшила свой результат, однако ее отставание от идущих впереди остается значительным. Показатели Винницкой области в третьем квартале ниже, чем во втором, и теперь она тяготеет ко второй группе регионов.

Количество областей с рейтинговой оценкой инвестиционной эффективности на уровне средняя и ниже осталось таким же, как и во втором квартале, но ухудшилась качественная составляющая. Низкий (ineF) и минимальный (ineG) рейтинг имеют уже не два, а четыре региона: Херсонская, Черниговская, Ровненская и Черновицкая области. При этом Ровненская область оценивается на уровне 101-102 балла уже второй квартал. А 88 баллов, полученных Черновицкой областью по итогам третьего квартала соответствуют рейтингу ineG (минимальный). Такой низкой оценки за весь период наблюдения не было ни у одного из регионов.

Приведенные данные свидетельствуют, что тенденция расслоения между регионами, на которую указывал Евро-Рейтинг в предыдущем исследовании, усиливается. Продолжающаяся трансформация украинской экономики может привести к изменению положения в рейтинге отдельных областей уже в краткосрочной перспективе. Однако, нет оснований ожидать на существенные перемены среди областей, составляющих ядро лидеров и аутсайдеров.

Динамика лидеров

Ядро лидеров формируют области, рейтинговая оценка которых не ниже 180 баллов. По итогам 3-го квартала таких областей 7 – на одну меньше, чем в предыдущем периоде.

Рис2

Рисунок 2 Количество областей Украины входящих в группу лидеров в рейтинге инвестиционной эффективности

Только четыре области ни разу не покидали лидирующую группу: Киевская, Львовская, Николаевская и Харьковская. При этом две первые неизменно получали наивысший рейтинг ineА (максимальная инвестиционная эффективность), а Николаевская – ineВ (высокая инвестиционная эффективность). Харьковская область начинала в категории ineВ, но последние шесть месяцев не покидает категорию ineА. Рейтинговая оценка остальных регионов, по крайней мере в одном квартале, была ниже.

Для оценки изменений во времени более наглядной является бальная оценка. На приведенном ниже графике видно, что последние шесть месяцев (2-3 кварталы) происходит сближение оценок областей, формирующих ядро лидеров. Если еще в первом квартале разброс в оценках между регионами с максимальным и высоким уровнем инвестиционной эффективности составлял 55 баллов, то в третьем квартале он уменьшился в 1,5 раз, до 32 баллов. Евро-Рейтинг считает, что это свидетельствует о некоторой экономической стабилизации в регионах и, как следствие, появление общей закономерности в изменениях базовых социально-экономических показателей. Те регионы, которые выпадают или формируют тренд, оказываются на вершине либо в подвалах рейтинга.

Рис3

Рисунок 3 Изменение бальной оценки областей Украины входящих в группу лидеров в рейтинге инвестиционной эффективности, баллы

На протяжении года бальная оценка областей менялась, в связи с улучшением или ухудшением инвестиционной активности регионов или социально-экономического эффекта от привлечения инвестиций. Напомним, что первый из показателей отражает способность привлечь средства в экономику региона, второй – результат использования этих средств.

Набор критериев, по которым идет сравнение, неравен. Поэтому наблюдается некоторое превалирование бальной оценки социально-экономического эффекта над инвестиционной активностью. Существует и фактор отложенного эффекта, связанный с получением дополнительных преимуществ после осуществления капитальных инвестиций. Его проявление возможно в течении 6-18 месяцев с момента увеличения вложений в экономику региона.

Рис4

Рисунок 4 Соотношение бальной оценки инвестиционной активности регионов к социально-экономическому эффекту от привлечения инвестиций по областям, входящим в группу лидеров, %

Большинство областей, входящих в группу лидеров, поддерживают соотношение между двумя показателями на уровне от 70 до 85%. Результат в динамике свидетельствует о том, что если это соотношение меняется, то область, как правило, покидает группу.

Некоторым исключением из общего правила, до последнего времени, были Одесская и Николаевская области. В Одесском регионе это соотношение было ниже, чем типичное. Однако общая рейтинговая оценка была высокой благодаря отложенному эффекту от инвестиций предыдущих периодов, нашедшем свое отражение в улучшении социальных показателей, а также – низкой сравнительной базе. Рост инвестиционной эффективности в Одесской области во 2-3 кварталах 2016 г. формирует неплохой задел на будущее для этого региона.

Николаевская область, до 3 квартала была единственной в группе лидеров, где инвестиционная активность была выше, чем эффект от освоения вложенных средств. Анализ статистических данных показывает рост капиталовложений в этот регион на протяжении двух последних лет. Сглаживание соотношения между инвестиционной активностью и социально-экономическим эффектом свидетельствует, что ресурсы осваиваются на территории области и оказывают положительное влияние на улучшение социальных показателей. В третьем квартале соотношение впервые изменилось. Полагаем, что инвестиционная активность в предыдущий период позволила сформировать достаточную базу для социально-экономического развития.

Среди всех областей-лидеров рейтинга обращает на себя внимание явная спадная динамика у Днепропетровской области. Инвестиционная активность прошлых периодов позволяет поддерживать высокий уровень социально-экономических показателей. Подобная ситуация не может продолжаться длительное время. Вероятность снижения итогового рейтинга Днепропетровской области в ближайшие шесть месяцев возрастает, при сохранении или ухудшении соотношения между инвестиционной и социально-экономической эффективностью.

Рис5

Рисунок 5 Изменение инвестиционной активности областей Украины входящих в группу лидеров, баллы

Нахождение в группе лидеров предполагает активное привлечение инвестиций в экономику региона. Как правило, квартальная оценка инвестиционной активности областей, входящих в ТОП, составляет не ниже 80 баллов. Исключения из правил возможны на трехмесячном интервале (Днепропетровская и Харьковская области в четвертом квартале прошлого и Одесская – в первом квартале этого года). В дальнейшем, если минимально необходимый уровень достигнут не был, регион покидал лидирующую группу. Именно так произошло с Винницкой областью, где этот показатель снизился до 54 баллов в 3 квартале.

Фактором, который позволял Харькову и Одессе компенсировать потери в привлечении инвестиций, была успешная социальная политика. А Днепропетровская область в четвертом квартале 2015 г., получив высокую оценку инвестиционной активности, не смогла подкрепить ее соответствующим социально-экономическим результатом.

Рис6

Рисунок 6 Изменение социально-экономической эффективности областей Украины входящих в группу лидеров, баллы

Для того, чтобы рейтинговая оценка региона соответствовала уровню ineА или ineВ, необходимо выполнение нескольких условий: оценка инвестиционной активности должна быть не ниже 80 баллов, оценка социально-экономической эффективности – не ниже 100 баллов. Исключения возможны в следующих случаях. Во-первых, когда невысокая инвестиционная активность может быть компенсирована ростом базовых социальных показателей в регионе за счет отложенного эффекта. Наиболее типичными являются примеры Харьковской и Одесской областей.

Во-вторых, когда инвестированные средства еще не начали приносить должную отдачу. Такая ситуация наблюдалось в Николаевской области до конца 1 полугодия 2016 г. Частично, это также имело место в Днепропетровской области (по итогам 4 кв. 2015 г.).

Немаловажным является сохранение баланса между двумя вышеназванными показателями. Выход за пределы коридора в 70-85% обычно связан с изменением позиции области в рейтинге. Для регионов, входящих в лидирующую группу, результат ниже нижнего предела, как правило, связан с понижением в рейтинге.

Динамика областей, не входящих в лидирующую группу

Для регионов, которые не попали в группу лидеров, характерна высокая волатильность и едва ли не ежеквартальное изменение позиций в рейтинге. В частности, ни одна из 15 областей не сохраняла свой рейтинг три квартала подряд. И лишь четыре области удерживали тот же уровень оценки на протяжении полугода.

Постоянное перемещение между различными уровнями рейтинга нашло свое отражение и в соотношении показателей оценки инвестиционной активности регионов к социально-экономическому эффекту от привлечения инвестиций.

Рис7

Рисунок 7 Соотношение бальной оценки инвестиционной активности регионов к социально-экономическому эффекту от привлечения инвестиций по областям, не входящим в группу лидеров, %

Сравнительный анализ соотношения бальной оценки показателей и мест областей в рейтинге позволяет сделать ряд наблюдений. Во-первых, если соотношение находится в ранее нами указанном коридоре (70-85%, ближе к верхнему пределу), то область в рейтинге, как правило, находится на уровне ineСineD (что определяется, как «выше среднего» и средний»). Большинство регионов, показатели которых либо превышают данный предел, либо оказываются ниже указанных значений, попадают в нижнюю часть рейтинга.

Во-вторых, в ряде регионов инвестиционная активность значительно ниже, чем эффективность социально-экономического развития. Речь идет о Черкасской, Ровенской, Закарпатской и, частично, Сумской и Ивано-Франковской областях. Евро-Рейтинг полагает, что задел прошлых периодов позволял этим регионам поддерживать определенный социальный уровень. Однако, если ситуация в инвестиционной сфере не изменится, в дальнейшем поддержание необходимых стандартов будет затруднено. Вероятно, данная проблема требует дополнительного изучения на местном уровне.

В-третьих, в некоторых областях инвестиционная активность более высокая, чем социально-экономический эффект. Хотя бы на протяжении двух кварталов подобная ситуация наблюдалась в Житомирской, Кировоградской, Хмельницкой и Черновицкая областях. За последние шесть месяцев определенные улучшения отмечены в Житомирской и Кировоградской областях. Показатели Черновицкого и Хмельницкого регионов продолжают ухудшаться, что идет в разрез с инвестиционной активностью.

Рис8

Рисунок 8 Динамика инвестиционной активности областей Украины, не входящих в группу лидеров, баллы

По итогам третьего квартала наблюдается дальнейшее расслоение областей на сильные и слабые. Подобное движение обусловлено недостаточными объемами инвестиций в региональную экономику, что сдерживает социально-экономический рост. Существуют основания предположить, что привлеченные ресурсы далеко не всегда используются с должным эффектом. В то же время, природа капитальных инвестиций позволяет ожидать проявления позитивных результатов на более длинном временном отрезке. Это значит, что ряд областей, в которых наблюдалось улучшение инвестиционной активности 6-9 месяцев назад, в следующем квартале могут продемонстрировать рост социально-экономических показателей.

Вполне вероятными будут перемещения областей в нижней и средней части рейтинга, однако они кардинально не изменят общую картину расположения регионов. В верхней части рейтинга слабыми остаются позиции Полтавской области, поскольку ей ранее не была свойственна стабильная позитивная динамика. Под вопросом находятся Днепропетровская и Львовская, инвестиционная активность которых ниже, чем в других регионах с аналогичной оценкой. Существующий запас прочности, вероятно, обеспечит им сохранение позиций в одной из двух ведущих категорий. Однако бальная оценка может ухудшиться. Несмотря на наличие подобных ожиданий, Евро-Рейтинг не видит оснований для серьезных изменений в рейтинге.

О рейтинге. Цель рейтинга инвестиционной эффективности – определить, какой результат от привлечения инвестиций получил тот или иной регион.

Исследования проводились по 22 областям Украины, без Донецкой и Луганской области. Итоговый рейтинг базируется на оценке результатов по двум составляющим: инвестиционная активность (капитальные инвестиции, иностранные инвестиции и строительные работы) и социально-экономический эффект от инвестиций (заработная плата, введение жилья в эксплуатацию, трудоустройство безработных и оказанные услуги). Методология расчета рейтинга изложена на сайте рейтингового агентства Евро-Рейтинг.

Данные о достигнутом социально-экономическом эффекте свидетельствуют о степени успешности привлечения средств и их влиянии на повышение благосостояния территориальной общины. Полученный результат является косвенной оценкой эффективности деятельности местной власти по реализации своих социально-экономических функций. Результаты исследования позволяют также оценить инвестиционную привлекательность города – через рост или снижение инвестиционной активности.

Расчет рейтинга проводиться ежеквартально. Расчетные показатели определяются за период в двенадцать месяцев. Подобный подход позволяет выявить области, инвестиционная эффективность которых является стабильно высокой, что может свидетельствовать о наличии успешных хозяйственных практик в регионе. Также будут определены регионы, нуждающиеся в повышении эффективности использования инвестиций, возможно – путем пересмотра стратегически-управленческих решений. Кроме того, рейтинговая оценка является ориентиром для населения, в части понимания качества работы местной власти.