Результаты рейтинга инвестиционной эффективности областей дают основания утверждать, что уже в конце 2019 г. в регионах отмечалось ухудшение результатов. Если ранее распределение по категориям было более равномерным, то сейчас вновь начали формироваться «группы по интересам»: лидеры, середняки и аутсайдеры. Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг напоминает, что подобные изменения фиксировались в 2015-2016 гг., когда экономика выходила из кризиса. Вероятно, что в момент движения в обратном направлении, наблюдается аналогичная картина.
Первое место сохранила Киевская область. Ее бальная оценка выросла на 8 единиц (до 244 баллов). Это движение вверх происходит уже два квартала подряд. Три других региона, которые также вошли в категорию ineА (максимальная инвестиционная эффективность) существенно отстали. Николаевская область – 217 баллов (прирост на 10 единиц), Одесская – 202 балла (прыжок сразу на 52 пункта) и Львовская область – 201 балл (+7 баллов).
Рейтинг инвестиционной эффективности областей Украины в 4 квартале 2019 г., по сравнению с 3 кварталом 2019 г.
Уровень рейтинга |
Область |
Количество набранных баллов по итогам 4-го квартала 2019 г. |
Место в рейтинге по итогам 4-го квартала 2019 г. |
Количество набранных баллов по итогам 3-го квартала 2019 г. |
Изменение места в рейтинге за квартал |
ineА |
Киевская |
244 |
1 |
236 |
0 |
Николаевская |
217 |
2 |
207 |
1 |
|
Одесская |
202 |
3 |
150 |
9 |
|
Львовская |
201 |
4 |
194 |
1 |
|
ineB |
Волынская |
197 |
5 |
179 |
2 |
Винницкая |
194 |
6 |
183 |
0 |
|
Днепропетровская |
190 |
7 |
234 |
-5 |
|
ineC |
Полтавская |
179 |
8 |
199 |
-4 |
Черниговская |
161 |
9 |
178 |
-1 |
|
ineD |
Ивано-Франковская |
155 |
10 |
134 |
6 |
Херсонская |
153 |
11 |
134 |
6 |
|
Закарпатская |
151 |
12 |
161 |
-1 |
|
Харьковская |
149 |
13 |
163 |
-3 |
|
Запорожская |
145 |
14 |
143 |
-1 |
|
Ровненская |
143 |
15 |
137 |
0 |
|
Тернопольская |
141 |
16 |
127 |
3 |
|
ineE |
Хмельницкая |
133 |
17 |
105 |
5 |
Черкасская |
130 |
18 |
174 |
-9 |
|
ineF |
Житомирская |
118 |
19 |
139 |
-5 |
Сумская |
118 |
20 |
109 |
1 |
|
Черновицкая |
118 |
21 |
132 |
-3 |
|
Кировоградская |
103 |
22 |
124 |
-2 |
Число областей, в которых инвестиционная эффективность зафиксирована на уровне высокая или выше средней (ineВ – ineС), наоборот, сократилась. Квартал назад их было 8, сейчас – только 5. В этом списке только один новичок – Днепропетровская область, которая еще в июле-сентябре демонстрировала максимальная инвестиционная эффективность. Остальные регионы входили в одну из двух категорий и ранее. Единственное, что претерпело изменения, это их бальные оценки и позиции в итоговом рейтинге. Заметим, что никто не добавился из группы регионов, расположенных ниже в списке. Вероятно, для такого рывка сил ни у кого не было.
Впрочем, категория (ineD) – средний уровень инвестиционной активности, существенно пополнилась. Сюда вновь опустились Закарпатская и Харьковская области, поднялись Ивано-Франковская, Херсонская и Тернопольская. Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг полагает, что подобная концентрация достаточно временная. Часть областей, результаты которых обусловлены исключительно высокими темпами прироста, опустятся вновь вниз уже в следующем квартале. Более того, к ним могут присоединиться и отдельные регионы, которые, казалось бы устойчиво прописаны в верхней части рейтинга, но постепенно снижают свои показатели.
Обращает на себя внимание увеличение числа регионов с низкой инвестиционной эффективностью (ineF). Теперь их там 4. Последний (и единственный!) раз, этот показатель был даже выше в начале 2016 г. (5 территориальных образований). В дальнейшем данные результат колебался от 0 до 3 единиц. Бальная оценка регионов при этом очень невысока. И существует большая вероятность, что уже в январе-марте 2020 г. данный результат будет еще хуже.
Рейтинг инвестиционной эффективности областей по итогам 4 го квартала 2019 г.
Делать какие-либо прогнозы на следующий период сейчас кажется преждевременным. Можно только предположить общий вектор движения – вниз. Украинская экономика, которая уже демонстрировала явные признаки стагнации в конце 2019 г., оказалась под сильным воздействием извне: эпидемии коронавируса и мировой рецесии. Очевидно, что хрупкий социально-экономический комплекс страны не сможет успешно справиться с давлением внешних факторов. Как следствие, наметившееся в последние годы некоторое выравнивание уровня развития регионов прекратится. Вновь образуются явные лидеры и аутсайдеры. Наиболее вероятно, что свои позиции смогут сохранить области, с более высоким уровнем развития. Впрочем, фактор карантина и его плохая прогнозируемость, могут существенно смешать все ожидания.
О рейтинге. Цель рейтинга инвестиционной эффективности – определить, какой результат от привлечения инвестиций получил тот или иной регион.
Исследования проводились по 22 областям Украины, без Донецкой и Луганской. Итоговый рейтинг базируется на оценке результатов по двум составляющим: инвестиционная активность (капитальные инвестиции, иностранные инвестиции и строительные работы) и социально-экономический эффект от инвестиций (заработная плата, введение жилья в эксплуатацию, трудоустройство безработных и оказанные услуги). Методология расчета рейтинга изложена на сайте рейтингового агентства Евро-Рейтинг.
Данные о достигнутом социально-экономическом эффекте свидетельствуют о степени успешности привлечения средств и их влиянии на повышение благосостояния территориальной общины. Полученный результат является косвенной оценкой эффективности деятельности местной власти по реализации своих социально-экономических функций. Результаты исследования позволяют также оценить инвестиционную привлекательность региона – через рост или снижение инвестиционной активности.
Расчет рейтинга проводиться ежеквартально. Расчетные показатели определяются за период в двенадцать месяцев. Подобный подход позволяет выявить область, инвестиционная эффективность которых является стабильно высокой, что может свидетельствовать о наличии успешных хозяйственных практик в регионе. Также будут определены области, нуждающиеся в повышении эффективности использования инвестиций, возможно – путем пересмотра стратегически-управленческих решений. Кроме того, рейтинговая оценка является ориентиром для населения, в части понимания качества работы местной власти.