Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг обновило рейтинг инвестиционной эффективности областей Украины по итогам 4-го квартала 2018 г. Максимальная инвестиционная эффективность (ineА) зафиксирована в трех областях: Киевской, Полтавской и Волынской. Две последние поднялись по итогам квартала на один и три уровня соответственно. Не смогли подтвердить максимальную инвестиционную эффективность в 4-м квартале Днепропетровская и Одесская области.

По сравнению с июнем-сентябрем с 7 до 6 снизилось количество областей, рейтинговые оценки которых ниже среднего уровня (ineD). Сразу два региона (Херсонский и Черниговский) продемонстрировали минимальный уровень инвестиционной эффективности (ineG).

Рейтинги инвестиционной эффективности областей Украины в 4 квартале 2018 г., по сравнению с 3 кварталом 2018 г.

Уровень рейтинга

Область

Количество набранных баллов по итогам 4-го квартала 2018 г.

Место в рейтинге по итогам 4-го квартала 2018 г.

Количество набранных баллов по итогам 3-го квартала 2018 г.

Изменение места в рейтинге за квартал

ineА
максимальный (свыше 200 баллов)

Киевская

242

1

223

0

Полтавская

213

2

200

2

Волынская

203

3

151

10

ineB
высокий (от 181 до 200 баллов)

Винницкая

198

4

197

1

Львовская

195

5

220

-3

Днепропетровская

194

6

166

3

ineC
выше среднего (от 161 до 180 баллов)

Тернопольская

175

7

161

5

Одесская

167

8

204

-5

Ровненская

166

9

176

-1

Николаевская

163

10

143

5

ineD
средний (от 141 до 160 баллов)

Закарпатская

158

11

182

-5

Хмельницкая

156

12

177

-5

Харьковская

153

13

165

-3

Запорожская

152

14

136

2

Житомирская

147

15

148

-1

Черновицкая

147

15

134

3

ineE
ниже среднего (от 121 до 140 баллов)

Черкасская

140

17

136

0

Ивано-Франковская

133

18

161

-7

Кировоградская

125

19

125

0

ineF
низкий (от 101 до 120 баллов)

Сумская

119

20

110

1

ineG минимальный (меньше 101 балла)

Черниговская

97

21

120

-1

Херсонская

90

22

107

0

Самые высокие темпы роста большинства показателей в 4-м квартале были зафиксированы в Киевской, Полтавской и Днепропетровской областях. Столичный регион лишь по одному параметру не вошел в число десяти лучших – прирост строительных работ. А по четырем позициям (прирост капитальных вложений, чистых иностранных инвестиций, заработной платы и трудоустройство безработных) оказался в пятерке лучших. Днепропетровская область вошла в число 10-ти лучших регионов пять раз, Полтавская – четыре. Но здесь наблюдаются низкие темпы роста по отдельным позициям: Днепропетровщина – по приросту чистых иностранных инвестиций и строительству жилья, Полтавщина – по приросту строительных работ и, отчасти, трудоустройство безработных. Как следствие, конечные результаты этих регионов оказались ниже, чем у Киевского, а итоговые показатели Днепропетровской области даже не позволили ей получить рейтинг ineА.

Обратная картина наблюдалась у аутсайдеров рейтинга. Черниговская область ни по одной из позиций не смогла продемонстрировать высокие темпы роста: выше тринадцатого места в общем зачете регион не сумел подняться. Херсонская область имеет один из лучших показателей по приросту чистых иностранных инвестиций – третий результат. Однако темпы роста по другим оцениваемым параметрам очень низкие. Добавим к этому, что низкий прирост данные регионы не способны компенсировать высокими значениями средних показателей, как это иногда происходит у регионов с рейтинговой оценкой выше средней.

В целом стоит отметить, что с момента наблюдения (2015 г.) ряд областей сумели улучшить свои базовые показатели. В первую очередь это касается Винницкой, Волынской, Полтавской, в несколько меньшей степени –Закарпатской, Ровненской и Тернопольской областей. Наиболее явно это наблюдается по значениям средних зарплат в регионе, объемам строительства жилья в расчете на число жителей, розничного товарооборота и трудоустройства безработных. Отметим, что первые три области сейчас входят в число 10-13 лучших и по объемам капитальных вложений, чистых иностранных инвестиций и строительных работ. А это значит, что в течении 12 ближайших месяцев, имеют хорошие шансы на дальнейшее закрепление высоких результатов.

Евро-Рейтинг считает, что в ближайшие полгода позиции лидеров серьезно не изменятся. Вероятно, могут несколько улучшить свои результаты Черкасская, Николаевская, Запорожская и Одесская области. В то же время перспективы таких регионов, как Сумской, Херсонский, Черниговский, Кировоградский кажутся сомнительными. Скорее всего неизменными будут позиции Харьковской, Житомирской и Хмельницкой областей. Однако, в целом, кардинальных изменений в ближайшие два квартала ожидать не следует.

 

О рейтинге. Цель рейтинга инвестиционной эффективности – определить, какой результат от привлечения инвестиций получил тот или иной регион.

Исследования проводились по 22 областям Украины, без Донецкой и Луганской. Итоговый рейтинг базируется на оценке результатов по двум составляющим: инвестиционная активность (капитальные инвестиции, иностранные инвестиции и строительные работы) и социально-экономический эффект от инвестиций (заработная плата, введение жилья в эксплуатацию, трудоустройство безработных и оказанные услуги). Методология расчета рейтинга изложена на сайте рейтингового агентства Евро-Рейтинг.

Данные о достигнутом социально-экономическом эффекте свидетельствуют о степени успешности привлечения средств и их влиянии на повышение благосостояния территориальной общины. Полученный результат является косвенной оценкой эффективности деятельности местной власти по реализации своих социально-экономических функций. Результаты исследования позволяют также оценить инвестиционную привлекательность региона – через рост или снижение инвестиционной активности.

Расчет рейтинга проводиться ежеквартально. Расчетные показатели определяются за период в двенадцать месяцев. Подобный подход позволяет выявить область, инвестиционная эффективность которых является стабильно высокой, что может свидетельствовать о наличии успешных хозяйственных практик в регионе. Также будут определены области, нуждающиеся в повышении эффективности использования инвестиций, возможно – путем пересмотра стратегически-управленческих решений. Кроме того, рейтинговая оценка является ориентиром для населения, в части понимания качества работы местной власти.