Рейтинговое агентство Евро-Рейтинг обновило рейтинг инвестиционной эффективности областей Украины по итогам 4-го квартала 2018 г. Максимальная инвестиционная эффективность (ineА) зафиксирована в трех областях: Киевской, Полтавской и Волынской. Две последние поднялись по итогам квартала на один и три уровня соответственно. Не смогли подтвердить максимальную инвестиционную эффективность в 4-м квартале Днепропетровская и Одесская области.
По сравнению с июнем-сентябрем с 7 до 6 снизилось количество областей, рейтинговые оценки которых ниже среднего уровня (ineD). Сразу два региона (Херсонский и Черниговский) продемонстрировали минимальный уровень инвестиционной эффективности (ineG).
Рейтинги инвестиционной эффективности областей Украины в 4 квартале 2018 г., по сравнению с 3 кварталом 2018 г.
Уровень рейтинга |
Область |
Количество набранных баллов по итогам 4-го квартала 2018 г. |
Место в рейтинге по итогам 4-го квартала 2018 г. |
Количество набранных баллов по итогам 3-го квартала 2018 г. |
Изменение места в рейтинге за квартал |
ineА |
Киевская |
242 |
1 |
223 |
0 |
Полтавская |
213 |
2 |
200 |
2 |
|
Волынская |
203 |
3 |
151 |
10 |
|
ineB |
Винницкая |
198 |
4 |
197 |
1 |
Львовская |
195 |
5 |
220 |
-3 |
|
Днепропетровская |
194 |
6 |
166 |
3 |
|
ineC |
Тернопольская |
175 |
7 |
161 |
5 |
Одесская |
167 |
8 |
204 |
-5 |
|
Ровненская |
166 |
9 |
176 |
-1 |
|
Николаевская |
163 |
10 |
143 |
5 |
|
ineD |
Закарпатская |
158 |
11 |
182 |
-5 |
Хмельницкая |
156 |
12 |
177 |
-5 |
|
Харьковская |
153 |
13 |
165 |
-3 |
|
Запорожская |
152 |
14 |
136 |
2 |
|
Житомирская |
147 |
15 |
148 |
-1 |
|
Черновицкая |
147 |
15 |
134 |
3 |
|
ineE |
Черкасская |
140 |
17 |
136 |
0 |
Ивано-Франковская |
133 |
18 |
161 |
-7 |
|
Кировоградская |
125 |
19 |
125 |
0 |
|
ineF |
Сумская |
119 |
20 |
110 |
1 |
ineG минимальный (меньше 101 балла) |
Черниговская |
97 |
21 |
120 |
-1 |
Херсонская |
90 |
22 |
107 |
0 |
Самые высокие темпы роста большинства показателей в 4-м квартале были зафиксированы в Киевской, Полтавской и Днепропетровской областях. Столичный регион лишь по одному параметру не вошел в число десяти лучших – прирост строительных работ. А по четырем позициям (прирост капитальных вложений, чистых иностранных инвестиций, заработной платы и трудоустройство безработных) оказался в пятерке лучших. Днепропетровская область вошла в число 10-ти лучших регионов пять раз, Полтавская – четыре. Но здесь наблюдаются низкие темпы роста по отдельным позициям: Днепропетровщина – по приросту чистых иностранных инвестиций и строительству жилья, Полтавщина – по приросту строительных работ и, отчасти, трудоустройство безработных. Как следствие, конечные результаты этих регионов оказались ниже, чем у Киевского, а итоговые показатели Днепропетровской области даже не позволили ей получить рейтинг ineА.
Обратная картина наблюдалась у аутсайдеров рейтинга. Черниговская область ни по одной из позиций не смогла продемонстрировать высокие темпы роста: выше тринадцатого места в общем зачете регион не сумел подняться. Херсонская область имеет один из лучших показателей по приросту чистых иностранных инвестиций – третий результат. Однако темпы роста по другим оцениваемым параметрам очень низкие. Добавим к этому, что низкий прирост данные регионы не способны компенсировать высокими значениями средних показателей, как это иногда происходит у регионов с рейтинговой оценкой выше средней.
В целом стоит отметить, что с момента наблюдения (2015 г.) ряд областей сумели улучшить свои базовые показатели. В первую очередь это касается Винницкой, Волынской, Полтавской, в несколько меньшей степени –Закарпатской, Ровненской и Тернопольской областей. Наиболее явно это наблюдается по значениям средних зарплат в регионе, объемам строительства жилья в расчете на число жителей, розничного товарооборота и трудоустройства безработных. Отметим, что первые три области сейчас входят в число 10-13 лучших и по объемам капитальных вложений, чистых иностранных инвестиций и строительных работ. А это значит, что в течении 12 ближайших месяцев, имеют хорошие шансы на дальнейшее закрепление высоких результатов.
Евро-Рейтинг считает, что в ближайшие полгода позиции лидеров серьезно не изменятся. Вероятно, могут несколько улучшить свои результаты Черкасская, Николаевская, Запорожская и Одесская области. В то же время перспективы таких регионов, как Сумской, Херсонский, Черниговский, Кировоградский кажутся сомнительными. Скорее всего неизменными будут позиции Харьковской, Житомирской и Хмельницкой областей. Однако, в целом, кардинальных изменений в ближайшие два квартала ожидать не следует.
О рейтинге. Цель рейтинга инвестиционной эффективности – определить, какой результат от привлечения инвестиций получил тот или иной регион.
Исследования проводились по 22 областям Украины, без Донецкой и Луганской. Итоговый рейтинг базируется на оценке результатов по двум составляющим: инвестиционная активность (капитальные инвестиции, иностранные инвестиции и строительные работы) и социально-экономический эффект от инвестиций (заработная плата, введение жилья в эксплуатацию, трудоустройство безработных и оказанные услуги). Методология расчета рейтинга изложена на сайте рейтингового агентства Евро-Рейтинг.
Данные о достигнутом социально-экономическом эффекте свидетельствуют о степени успешности привлечения средств и их влиянии на повышение благосостояния территориальной общины. Полученный результат является косвенной оценкой эффективности деятельности местной власти по реализации своих социально-экономических функций. Результаты исследования позволяют также оценить инвестиционную привлекательность региона – через рост или снижение инвестиционной активности.
Расчет рейтинга проводиться ежеквартально. Расчетные показатели определяются за период в двенадцать месяцев. Подобный подход позволяет выявить область, инвестиционная эффективность которых является стабильно высокой, что может свидетельствовать о наличии успешных хозяйственных практик в регионе. Также будут определены области, нуждающиеся в повышении эффективности использования инвестиций, возможно – путем пересмотра стратегически-управленческих решений. Кроме того, рейтинговая оценка является ориентиром для населения, в части понимания качества работы местной власти.